Решение по делу №5-ФАС22-АМ/01-18 о признаках нарушения антимонопольного законодательства в отношении ТСН «Ленинградское»
13 июня 2018, 10:20
 
Р Е Ш Е Н И Е №5-ФАС22-АМ/01-18
 
Резолютивная часть решения оглашена «16» мая 2018г. г. Барнаул
В полном объеме решение изготовлено «23» мая 2018г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С<…> – заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Б<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
Ш<…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;
рассмотрев дело №5-ФАС22-АМ/01-18 по признакам нарушения ТСН «Ленинградское» (<…>16, г.Барнаул) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившегося в препятствовании перетоку электрической энергии на объект (нежилое помещение) М<…>, расположенный по адресу: ул.Ленинградская,16, г.Барнаул,
УСТАНОВИЛА:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступили обращения ООО «Барнаульская сетевая компания» (вх.№ №1714706 от 28.12.2017), АО «Барнаульская горэдектросеть» (вх.№ 1714707 от 28.12.2017) в отношении ТСН «Ленинградское» по поводу препятствования перетоку электрической энергии на объект, расположенный по адресу: ул.Ленинградская,16, г. Барнаул, Алтайский край, принадлежащий М<…>.
 
Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган по рассматриваемому заявлению, следует, что между М<…> и АО «Барнаульская горэлектросеть» заключён договор энергоснабжения №8940 от 24.07.2006г., в соответствии с которым АО «Барнаульская горэлектросеть» (ЭСО) обязуется подавать М<…> (Абонент) через присоединенную сеть (либо через сеть других абонентов) энергию, а Абонент обязуется оплачивать принятую энергию, обеспечивать эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
04.04.2017 в АО «Барнаульская горэлектросеть» от М<…> поступило заявление о заключении договора (дополнение к договору) на пользование электроэнергией в нежилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме по <…> г.Барнаул. К данному заявлению приложено разрешение ТСН «Ленинградское» на организацию присоединения нежилого помещения (цокольный этаж), принадлежащего М<…> от ВРУ жилого дома.
В связи с чем, 12 апреля 2017 года договор энергоснабжения №8940 от 24.07.2006г., заключенный между АО «Барнаульская горэлектросеть» и М<…> дополнен объектом - нежилое помещение Н-1001 (цоколь) по <…> путем подписания дополнительного соглашения к данному договору.
Согласно информации (вх.18604 от 23.01.2018) ООО «Барнаульская сетевая компания», представленной в антимонопольный орган, объект М<…> - нежилое помещение, расположенное в цокольном этаже многоквартирного дома по <…> г.Барнаул, имеет технологические присоединение к электрическим сетям ООО «Барнаульская сетевая компания» опосредовано через ВРУ жилого многоквартирного дома.
Из обращения АО «Барнаульская горэлектросеть» (вх.№ 1714707 от 28.12.2017), направленного в антимонопольный орган следует, что 22.12.2017 в адрес Общества поступило обращение М<…>, согласно которому ТСН «Ленинградское» отключило электрическую энергию на объекте, принадлежащим М<…>.
На основании информации (вх.18505 от 22.01.2018) ТСН «Ленинградское», представленной в антимонопольный орган, последнее 02.10.2017 приостановило предоставление коммунальной услуги, путем отключения токоведущих частей (снятия напряжения) на объект –нежилые помещения, принадлежащие М<…>.
Из пояснения ТСН «Ленинградское» следует, что по состоянию 22.12.2017 и на дату (19.01.2018) направления ответа на запрос информации управления ФАС по Алтайскому краю коммунальная услуга по электроснабжению предоставляется во все помещения многоквартирного жилого дома по адресу: <…> г.Барнаул за исключением нежилых помещений, принадлежащих М<…>, основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению М<…> явилось неполная оплата коммунальных услуг в том числе электроснабжения, потребленного на ОДН собственником нежилого помещения.
Отношения в области предоставления коммунальных услуг урегулированы Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской от 06.05.2011 №354 (далее -Правила №354).
Пунктом 6 Правил №354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Между ТСН «Ленинградское» (Исполнитель) и АО «Барнаульская горэлектросеть» (ЭСО) заключен договор энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг от 04.03.2016 № 9795, в соответствии с которым АО «Барнаульская горэлектросеть» обязуется поставлять электрическую энергию, а ТСН «Ленинградское» обязуется принимать электрическую энергию (мощность) в целях ее использования для предоставления Потребителям коммунальной услуги электроснабжения, для общедомовых нужд (освещение и иного обслуживания с использованием электрической энергии, межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, осуществлять иные обязанности, предусмотренные настоящим договором.
В соответствии с пунктом 4.1 договора учет потребленной электрической энергии за расчетный период производится на основе измерений с помощью общедомовых приборов учета, а в случае заключения потребителями договоров по поставке коммунального ресурса с Исполнителем с помощью индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, соответствующих требованиям действующего законодательства.
Перечень общедомовых средств (приборов) учета, используемых для расчетов по настоящему договору, в том числе контрольных приборов учета, в случае их наличия, определен в Приложении №3 к настоящему договору.
Согласно Приложению №3 к договору энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг от 04.03.2016 № 9795 в электрощитовой многоквартирного дома по адресу: <…> г. Барнаул, Алтайский край, установлены три прибора учета электрической энергии.
В соответствии с п.4.20 данного договора объем электрической энергии, поставляемый по настоящему договору, определяется на основании показаний общедомового прибора учета за расчетный период (месяц) за вычетом объемов поставки электрической энергии собственникам жилых и нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам энергоснабжения, заключенным ими непосредственно с ЭСО (АО «Барнаульская горэлектросеть»).
Пунктом 4.27 договора энергоснабжения от 04.03.2016 № 9795 предусмотрено, что если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, объем электрической энергии на общедомовые нужды, подлежащей оплате Исполнителем, определяется как разность между объемом электрической энергии, определенным за расчетный период по показаниям такого прибора учета, и:
- объемов коммунальных услуг-электроснабжение, определенным за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета;
- объемов коммунальных услуг-электроснабжение, определенным за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальных услуг (электроснабжение) и нормативов потребления коммунальных услуг (электроснабжение) в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством;
- расчетным объемом коммунальных услуг (электроснабжение) в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Из информации АО «Барнаульская горэлектросеть» (вх.№183320 от 27.03.2018), поступившей в антимонопольный орган следует, что в ВРУ жилого дома по адресу: <…> г. Барнаул, Алтайский край, установлены три прибора учета электрической энергии. (ввод №1, ввод №2, АВР). Данные приборы учета учитывают весь объем электроэнергии, отпущенный как на услугу «Электроснабжение», так и на услугу «Электроснабжение ОДН». Ежемесячно ТСН «Ленинградское» предоставляет сведения о показаниях трех приборов учета. В последующем, при определении ежемесячного объема потребленной электрической энергии ТСН «Ленинградское», объем потребленной электроэнергии М<…>, а также объем электроэнергии, потребленный еще двумя объектами (телекоммуникационный узел и узел связи) вычитается из общего объема электроэнергии, и предъявляется к оплате ТСН «Ленинградское». Объем потребленной электроэнергии на объекте, расположенном по адресу: <…> г. Барнаул, Алтайский край, принадлежащем М<…> определяется согласно переданных М<…> показаниям расчетного прибора учета в соответствии с заключенным договором энергоснабжения №8940 от 24.07.2006, путем заключения дополнительного соглашения от 12.04.2017. Задолженности по оплате за электрическую энергию М<…> по объекту, расположенному по адресу: <…> г. Барнаул, Алтайский край не имеет.
Представитель АО «Барнаульская горэлектросеть» в ходе заседания Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю по рассмотрению настоящего дела пояснил, что АО «Барнаульская гоэлектросеть» выставляет М<…> квитанции на оплату электрической энергии, потребленной в нежилом помещении. Несмотря на возможную задолженность по оплате М<…> электроэнергии, потребленной на ОДН, ТСН «Ленинградское» не имело право на отключение электрической энергии в помещении М<…>, так как инициатором такого отключения может быть только ресурсоснабжающая организация, в силу Правил №354.
Присутствующие в заседании Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю представители ТСН «Ленинградское» сообщили, что стоимость оплаты электрической энергии, потребленной на ОДН, выставляется в платежных документах М<…>, сформированных ТСН «Ленинградское». По мнению представителей ТСН «Ленинградское», именно оно является для М<…> исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, расходуемому на ОДН, поэтому ТСН «Ленинградское» имело законные основания при наличии задолженности за определенный период приостановить предоставления коммунального ресурса (энергоснабжение) в отношении нежилого помещения М<…>.
В последующем, электроснабжение на объект, принадлежащий М<…> было восстановлено 24.01.2018, о чем свидетельствует акт о возобновлении предоставления коммунальной услуги от 31.01.2018, составленный ТСН «Ленинградское».
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, Комиссия управления ФАС по Алтайскому краю по рассмотрению дела №5-ФАС22-АМ/01-18 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.
Основаниями для прекращения электроснабжения в соответствии со статьями 26, 38 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» являются: факт ненадлежащего технологического присоединения к электрическим сетям; аварийная ситуация на объектах электроэнергетики; ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электроэнергии.
В соответствии с пунктом 114 Правил №354 в случае если приостановление или ограничение предоставления коммунального ресурса в отношении нежилого помещения в многоквартирном доме вызвано наличием задолженности по договору с ресурсоснабжающей организацией либо отсутствием письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, у потребителя, чье ресурсопотребляющее оборудование присоединено к внутридомовым инженерным сетям, указанные выше действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунального ресурса осуществляет лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей, по заявлению ресурсоснабжающей организации.
Иных оснований прекращения электроснабжения действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту — Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Пункт 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), устанавливает процедуру технологического присоединения.
При этом, пунктом 8(4) Правил технологического присоединения предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.
В силу подпункта "ж" пункта 10 Правил №861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил, к заявке прилагается копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).
Статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая также из вводно-распределительного устройства, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <…> г.Барнаул.
В обязанности товарищества, как управляющей организации, входит обеспечение надлежащего технического состояния общего имущества в многоквартирном доме в силу статей 138, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе и обеспечение содержания электрического оборудования в таком состоянии, чтобы это не мешало перетоку электрической энергии.
Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа.
В силу пункта 3 Правил недискриминационного доступа, ТСН «Ленинградское» обязано обеспечить недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии независимо от правовых отношений с потребителем электроэнергии, а также с энергосбытовыми и сетевыми организациями.
Следовательно, ТСН «Ленинградское» как владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства М<…>, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии данному потребителю электрической энергии.
Таким образом, действия ТСН «Ленинградское», выразившиеся в препятствовании с 02.10.2017 по 23.01.2018 перетоку электрической энергии через ВРУ жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…> г.Барнаул, в нежилое помещение М<…>, нарушают часть 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
 
РЕШИЛА:
1. Признать действия ТСН «Ленинградское», выразившиеся в препятствовании с 02.10.2017 по 23.01.2018 перетоку электрической энергии через ВРУ жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…> г.Барнаул, в нежилое помещение М<…>, находящиеся по адресу: <…> г.Барнаул
нарушающими часть 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункты 3, 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
2. Предписание ТСН «Ленинградское» о прекращении нарушения законодательства об электроэнергетике не выдавать, так как переток электрической энергии через ВРУ жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <…> г.Барнаул, в нежилое помещение М<…> восстановлен.
 
Председатель Комиссии С<…>
 
Члены Комиссии Б<…> Ш<…>
Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня принятия решения и предписания. Также решение Комиссии может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Наверх