Какие торги могут быть обжалованы в порядке ст. 18.1 Федерального закона №135 «О защите конкуренции»?

16 сентября 2020, 11:04
В соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:
1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее - уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:
а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;
г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;
3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее - организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящей части, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
В случае поступления жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, проведение которых является не обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, антимонопольный орган рассматривает такие жалобы в соответствии с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ (утв. Приказом ФАС России № 339 от 25.05.2012).
процедура распространяется на случаи проведения торгов:
- для реализации заложенного имущества, на которое взыскание обращено на основании решения суда либо во внесудебном порядке (ст. ст. 350 и 351 ГК РФ, ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве");
- для продажи предприятия в целях реализации плана внешнего управления, а также продажи имущества должника с торгов в рамках конкурсного производства (ч. 4 ст. 110, ст. 139 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
- для продажи и предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 39.3, 39.6 ЗК РФ);
- для реализации приватизируемого государственного или муниципального имущества (ст. ст. 18 - 20, 22 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества");
- для заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей (ч. 2 ст. 16 ВК РФ);
- для отбора управляющей организации (ст. 161 ЖК РФ);
- для продажи права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений (ст. ст. 74, 79 ЛК РФ);
- для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности (ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе");
- для заключения договоров аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 5 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении");
- для заключения концессионного соглашения (ст. 21 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях");
- для предоставления права пользования участками недр (ст. 13.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах");
- для заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка (ч. 3 ст. 33.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов");
- для заключения охотхозяйственного соглашения (ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- для заключения договора о создании искусственного земельного участка (ст. 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- для заключения договора пользования рыбоводным участком (ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
 
В антимонопольном органе можно обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки в случаях, перечисленных в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, а именно:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона N 223-ФЗ и (или) порядка подготовки (осуществления) закупки, содержащегося в положении о закупке такого заказчика (утвержденном и размещенном в ЕИС);
2) неразмещение или несвоевременное размещение в ЕИС:
- положения о закупке (изменений, внесенных в него);
- информации о закупке;
- информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки;
- иной информации, которую в соответствии с Законом N 223-ФЗ необходимо размещать в ЕИС;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиком закупки товаров (работ, услуг) в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Закона N 44-ФЗ, предусмотренных ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в ЕИС информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у СМСП, или размещение недостоверной информации об этом;
6) нарушение оператором электронной площадки требований Закона N 223-ФЗ.
Отметим: полномочия антимонопольного органа при рассмотрении жалобы на нарушения, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ограничены доводами, которые составляют предмет обжалования (ч. 13 ст. 3 данного Закона). ФАС России указывает, что в соответствии с ч. 17, 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа принимает решение (в том числе о выдаче предписания) с учетом всех выявленных нарушений (Письмо от 23.01.2018 N ИА/3655/18).
Наверх