На что следует обращать внимание при рекламировании магазинов,
специализирующихся нас продаже алкоголя и крафтового пива?
26 декабря 2017, 11:18
Особенности распространения рекламы алкогольной продукции установлены
статьей 21 Федерального закона «О рекламе», согласно которой реклама алкогольной
продукции не должна размещаться, в т.ч. с использованием технических средств
стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и
располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий,
строений, сооружений или вне их.
При этом, данные требования не распространяются на вывески и указатели, не
содержащие сведений рекламного характера, а также на информацию, раскрытие или
распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в
соответствии с федеральным законом.
Статья 3 Федерального закона "О рекламе" устанавливает, что реклама - это
информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на
привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание
интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства
индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец
товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе
спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры,
пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это
продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи,
обмена или иного введения в оборот.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской
Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из
оборота.
Вместе с тем, согласно части 3 данной статьи условие договора купли-продажи о товаре
считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и
количество товара.
Кроме того, в соответствии частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат
товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным
признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в
ассортименте, согласованном сторонами.
Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской
Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может быть тот товар,
предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который
можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров.
Соответственно реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном
товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.
 
В случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или какихлибо
изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо
техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие
изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели
продвижения товара на рынке.
 
Однако, по мнению ФАС России, фотографии и изображения товаров также не могут
быть признаны вывеской, поскольку не содержат информации, обязательной к
размещению согласно Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".
 
При этом порядок распространения такой информации может быть определен в акте
органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства
территории, поскольку согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к
вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация
благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего
оформления улиц и зданий.
 
Учитывая изложенное, ФАС России настоятельно рекомендует территориальным
органам в своей деятельности придерживаться изложенной позиции ФАС России и
воздерживаться от оценки в качестве рекламы информации об обобщенном
наименовании группы товаров без выделения конкретного товара среди ряда
однородных товаров, размещаемой в месте производства или реализации таких
товаров.
 
В случае, если в месте нахождения организации будут размещаться конструкции с
изображением единиц продукции конкретных видов товаров (с маркировкой,
наименованием, товарным знаком или иными обозначениями, позволяющими
индивидуализировать конкретного производителя и марку товара), такие изображения
будут признаваться рекламой соответствующего товара, и к ним будут применяться, в
том числе, требования Федерального закона "О рекламе" к рекламе отдельных видов
товаров
 
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики
рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе",
сведения, распространение которых по форме и содержанию является для
юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота,
не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на
соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.
 
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения
арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, обязательная к
размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не
является рекламой.
 
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого
обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для
потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например,
информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой
информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
 
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской
Федерации о рекламе
 
Федерации о рекламе.
 
Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и
режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая
информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее
исполнения.
 
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности
(аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб,
продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие
информационные конструкции нормы Федерального закона "О рекламе" не
распространяются.
 
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе
несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для
идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.
 
Учитывая изложенное, указание на здании в месте нахождения организации ее
наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием
товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых
услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую
информацию не распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
Наверх